Дошкольные учреждения


Дошкольные учреждения
   — образовательные учреждения, предназначенные для общественного воспитания детей до 6-7-летнего возраста. Потребность в общественных Д.у. возникла в 17-18 вв. в связи с развитием производства и привлечением женщин к труду на предприятиях. Возникли различные частные платные учреждения, школы взаимного обучения и пр. Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци разрабатывали концепции дошкольного воспитания. Во 2-й половине 19 в. ведущей в дошкольном воспитании стала система Ф. Фребеля. Он открыл "Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков" (1837, г. Бланкенбург, Германия), в 1840 оно было переименовано в "Детский сад" - с тех пор это название стало самым распространённым. В 1907 М. Монтессори основала "Дом ребёнка" (Рим) и разработала свою систему воспитания в Д.у., получившую большую известность в мире.
   В 20 в. во мн. странах мира стали создаваться государственные Д.у. Сложились различные типы Д.у., находящиеся в ведении министерств здравоохранения, образования, социального обеспечения.
   В России в 19 в. наибольшее распространение получила система Фребеля (с 1857 её пропагандировала Е.Н. Водовозова). Появились первые Д.у., начал издаваться журнал "Детский сад" (1866- 1868, ред. А. и Я. Симанович). В 1867 при С.-Петербургском педагогическом собрании образована комиссия детских садов. Однако организация детских садов в России вызвала значительные споры, т.к. традиции национального воспитания в большей степени ориентировались на семью. Поэтому к 1882 в стране насчитывалось только 37 платных Д.у., а к 1896 - ок. 60. Число бесплатных Д.у. для малоимущих было совсем незначительным. К концу 19 в. губернские ведомства стали создавать ясли-сады для крестьянских детей. Детские сады создавали воспитательные и педагогические общества ("Детский труд и отдых", "Сетлемент" и пр.).
   После 1917 Д.у. вошли в государственную систему образования. В 20-е гг. было 3 типа Д.у.: детские дома для детей-сирот, детские очаги для детей рабочих и детские сады. На них распространялись многочисленные директивы образовательных ведомств. Устав Д.у. и Руководство для воспитателей детских садов строились на единых программно-методических указаниях, определявших объём знаний, умений и навыков, которыми должен был овладеть каждый ребёнок. Воспитательная работа осуществлялась по направлениям воспитания и ориентировалась на воспитание личности в духе коммунизма. Воспитательные мероприятия и праздники носили обязательный характер. В 1989 концепция дошкольного воспитания закрепила новые принципы воспитания в Д.у., ориентированные на гуманизацию воспитания и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Закон РФ об образовании (1992) установил правовой статус, функции и обязанности Д.у. Наряду с 4 государственными типами Д.у. (ясли, ясли-сад, детский сад, школа-детский сад) стали создаваться новые Д.у., в т.ч. и частные. Д.у. создаются на основе различных систем (например, метода Монтессори, свободного воспитания, Вальдорфской педагогики и пр.), опираются на авторские образовательные программы и т.п. По уставу с родителями заключается родительский договор, в котором оговариваются правила воспитания, образовательные и другие услуги, плата за обучение и пр.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 79)
   Ч414(2)7

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Дошкольные учреждения" в других словарях:

  • ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Общеобразовательные учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей до 6–7 лет. В РФ существуют 4 типа государственных Д. у.: ясли, ясли сад, детский сад, школа – детский сад. В настоящее время создаются и… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — служат для общественного воспитания детей раннего (от 2 месяцев до 3 лет) и дошкольного (3 6 или 7 лет) возрастов. В Российской Федерации в постоянных детских яслях, яслях садах, детских садах в 1990 св. 9 млн. детей (66,4% детей соответствующего …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дошкольные учреждения —       (см. Народное образование) раздел Дошкольное воспитание. Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • дошкольные учреждения — дошкольные учреждения, см. раздел Дошкольное воспитание в статье Народное образование …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • дошкольные учреждения — служат для общественного воспитания детей раннего (от 2 месяцев до 3 лет) и дошкольного (3 6 или 7 лет) возрастов. В России имеются детские ясли, ясли сады и детские сады; в 1996 в 64,2 тыс. дошкольных учреждениях  5,1 млн. детей (55% детей… …   Энциклопедический словарь

  • Дошкольные учреждения —         учреждения для общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В СССР в систему Д. у. входят детские ясли, Ясли сады, детские сады (См. Детский сад). В. И. Ленин, придавая огромное значение развитию сети Д. у., называл их… …   Большая советская энциклопедия

  • ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — пред. назначены для обществ. воспитания детей раннего (от 2 мес до 3 лет) и дошколь ного (от 3 до 6 7 лет) возрастов. Развитие системы обществ. дошк. воспитания обусловлено рядом факторов. В ист. аспекте это общий уровень развития произ ва,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дошкольные учреждения Москвы — Система дошкольного образования Москвы на 1 сентября 2010 г. насчитывает 2040 детских садов, в которых воспитываются и обучаются более 343 тысяч детей дошкольного возраста. В последние годы столичная система дошкольного образования развивается… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Учреждения образования Минска — (УО Минска) Служебный список для координации работ Содержание 1 Дошкольное образование 2 Общее среднее образование …   Википедия

  • Дошкольные образовательные учреждения —     тип образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания.    (Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. Автор сост. И.А. Кутузова. М., 2002. С. 153)    См. также Дошкольные учреждения… …   Педагогический терминологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Дошкольные учреждения» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.